«Вместе мы сильнее»

В середине 1994 года ОАО «Белвнешэкономбанк» принял решение о создании страховой компании. Тогда ее назвали СЗАО «Белвнешстрах». Шло время, менялись подходы, клиенты, люди и вот 1 ноября 2018 года был осуществлен ребрендинг компании и теперь мы УСП «БелВЭБ Страхование».

— Виталий Андреевич, какие изменения повлек за собой ребрендинг компании?

— Если говорить кратко, то сегодня «БелВЭБ Страхование» — страховая организация, в которую вдохнули жизнь, начали внедрение на базе многолетнего опыта совершенно новых механизмов взаимодействия, расширили продуктовые линейки и поставили амбициозные задачи к развитию, поменяв философию компании, основу которой составляет новый слоган: «Вместе мы сильнее».

Прекрасно, что компания имеет такую долгую историю. Мы всегда о ней будем помнить. Но пришло время что-то менять. Под влиянием внешних и внутренних факторов происходит постоянная трансформация экономики, финансовых рынков, технологий, банковского сектора и, конечно же, страхового. Мы, как и все, хотели идти в ногу со временем и поэтому решились на глобальные преобразования. За последние годы кардинально изменились требования клиентов, изменилась система продаж, изменились направления развития, а ситуация на рынке постоянно диктует свои условия. Формы и методы работы, которые давали результат еще 5 лет назад, сегодня категорически устарели. К тому же ни для кого не секрет, что частным страховщикам приходится функционировать в ограниченных условиях специфического белорусского рынка, при этом живя в унитарном демократическом социальном правовом государстве.

Все это в совокупности подтолкнуло нас к переменам.

На сегодняшний день страховой рынок развивается в трех направлениях: КАСКО, добровольное страхование медицинских расходов и страхование выезжающих за рубеж. Это как три кита, на которых держится частное страхование. Долго так продолжаться не сможет. Нужно предлагать рынку новые продукты, уникальные, и все больше и больше индивидуальные. Мы все боремся за клиента и за его лояльность. А потребности у страхователей растут не по дням, а по часам. Клиент становится более требовательным, он избирателен. Он умеет считать выгоду и изучать преимущества, анализировать. И да, он избалован.  Если страховщик сможет предложить клиенту комплекс страховых продуктов, которые полностью удовлетворят его потребности, компания получит бонус в лице этого клиента. Не сможет – значит, страхователь скажет компании «нет».

Мы сконцентрировали свои силы на следующих задачах: внедрение онлайн-страхования и банкострахования, внедрение новых ИТ-решений, поддержка малого и среднего бизнеса, развитие экспорта, развитие и совершенствование классических направлений страхования.

Постоянное повышение качества обслуживания клиентов – принцип нашей работы. Здесь и сейчас клиент должен получать максимально полное, качественное, комплексное обслуживание. Только так мы сможем конкурировать на рынке.

Мы не работаем по принципу «заключил договор и забыл», а обеспечиваем полное сопровождение клиента: от момента заключения договора до урегулирования убытка (если такой наступает) и далее продление на второй и последующие годы.

Перед нами не стоит цель привлечь максимально большой поток клиентов, максимально нарастить продажи. Мы стараемся наращивать качество. Лучше меньше, да лучше. Не всегда большие объемы дают положительный эффект для компании, особенно небольшой. Наш главный показатель – рентабельность и прибыль, а это значит, что мы добропорядочный налогоплательщик для государства.

«БелВЭБ Страхование» входит в банковский холдинг. Кроме банка-собственника «БелВЭБ» участниками холдинга являются лизинговая компания и IT-компания, которая обеспечивает программными продуктами участников «экосистемы». Работа в холдинге — наше неоспоримое преимущество. Так мы имеем возможность направить больше ресурсов и внимания на создание и презентацию продукта, а продажи организовать через компании-партнеры – банки, лизинговые организации.

— Какие каналы продаж сегодня самые эффективные? Скорее всего, это банкострахование?

— Не совсем так. Несмотря на плотную работу и через банковский канал, и с лизинговой компанией, мы также успешно реализуем наши продукты через профессиональных брокеров. У нас есть небольшая агентская сеть. Существенную часть составляют продажи непосредственно через наши офисы.

— Планируете расширяться? Развивать агентскую сеть?

— В данный момент в этом нет необходимости. Есть компании, заточенные на это. Наша стратегия заключается в ином подходе. Мы ищем интересные продукты, формируем комплексные предложения, и учимся продавать их сами.

Сегодня мы вкладываем в кадры, в человеческий потенциал. За год после ребрендинга мы сменили около 90% коллектива. Фактически была создана новая компания. Мы ни в коем случае не увольняли сотрудников. Мы предложили новые условия работы. Чтобы быть эффективной компанией, идти в ногу со временем, нужно совершенно по-другому работать. Кому-то пришло время уходить на заслуженный отдых, кто-то не захотел меняться и учиться новому, кто-то испугался ответственности. Кто принял условия новой игры, стал частью команды «БелВЭБ Страхование».

Мы уделяем большое внимание обучению кадров. Начиная от специалистов заканчивая топ-менеджерами. Мы учим сотрудников (и сами учимся с ними) думать по-другому. Менять свое мышление, выходить за рамки привычного, смотреть на ситуацию под иным углом. Не останавливаться перед «нельзя», а искать пути «как можно».

— А управлять таким коллективом не сложно? Инициативным, деятельным, а не просто исполнительным.

— Сложно, но крайне интересно! Чем инициативнее коллектив, тем инициативнее нужно быть руководителю, иначе коллектив перерастет тебя. Это стимул для директора – двигаться, развиваться. Для того, чтобы получить отдачу и результат, нужно вложить. Чтобы вырос урожай, нужно посадить семена. Вкладывая в человека, в его знания, умения и навыки, можно вырастить первоклассного специалиста.

Мне, как руководителю, приятно наблюдать, как росли и растут кадры, как достигают блестящих успехов, как продолжают расти дальше уже в рамках других компаний, направлений.

— Немного непривычно слышать это от руководителя.

— А что здесь странного? Как иначе? Компания – это живой организм. Люди не статичны. Если только осознанно подавить в них стремление развиваться. В какой-то момент любой человек перерастает то место, где работает, и упирается в потолок. Дальше есть два пути – или переходить на новый уровень (в пределах своей компании или другой), или закопаться на одном месте и потухнуть. Будет ли хорошо работать такой сотрудник? На первых порах да, по инерции. Но чем больше времени будет проходить, тем ниже станет эффективность его труда.

Нужно гордиться, когда наш сотрудник востребован не только в своей компании. Что он представляет собой ценность на рынке. Это значит, что мы помогли ему развить профессиональную компетентность, навыки, лучшие стороны личности. Мы сделали правильный выбор, и это богатство нашего государства.

Искренне не понимаю обид коллег, когда сотрудник уходит, а ему бросают вслед «мы тебя растили, учили, а ты не благодарный!» это один момент, а еще имеет место быть и ситуации, когда руководитель исподтишка, боясь за свое кресло пытается нагадить уже выросшему из «штанишек» перспективному сотруднику.

Мне же важнее помочь человеку, поддержать, сохранить добрые отношения. Ведь и ему решение о смене рабочего места дается не просто. К тому же финансовый рынок Беларуси небольшой. Люди перетекают из компании в компанию. Рано или поздно случай или работа столкнет Вас снова. И возможно, именно этот сотрудник будет ключевой фигурой в решении какого-то важного вопроса.

Мы все были молодыми и зелеными. Начинали простыми специалистами. Зачастую руководители видят в своих подчиненных угрозу. Боятся, что их могут профессионально перерасти, и всячески блокируют развитие своих сотрудников. Не страшно и не стыдно, если видишь, что человек грамотнее и компетентнее тебя, уступить ему место с добрыми помыслами. Но кто сегодня на это готов? К сожалению, немногие. Что же касается меня, то я готов поддержать умницу и уступить ему дорогу.

Отдельные слова благодарности за свои достижения и взращённые профессиональные качества я хочу адресовать моему первому учителю и наставнику по жизни – экс-генеральному директору БРУПЭИС «Белэксимгарант» Болибоку Вячеславу Дмитриевичу. В 1998 году он смог сплотить вокруг себя молодых ребят, и меня в том числе, которые приняли участие в воплощении в жизнь его идеи: с нуля за 10 лет создать полноценно функционирующую Национальную систему страхования экспортных рисков с поддержкой государства. Мы формировались как личности, закладывалось трудолюбие, ставились задачи, которые можно было отнести к категории невыполнимых, что заставляло нас работать как единое целое и мыслить не так как все. А грамотный подход руководителя к системе стимулирования труда коллектива «не хлебом единым жив человек» давал возможность еще больше сплачиваться и получать положительный результат.

Мы справились с этой задачей, и я и мои коллеги, которые тогда стояли у истоков, получили колоссальный жизненный опыт под руководством этого замечательного человека и сегодня занимают достойное место в жизни, за что и хочется сказать учителю спасибо.

— Вы говорите о том, что 90% — новые люди в вашей команде. Не страшно было пойти на такой шаг? Это определенный риск.

— Не страшно. Плох тот генерал, который не был солдатом. Я был солдатом. Я знаю, что, если человек чего-то хочет, он будет этого достигать. Если дать ему возможности и условия, он ими воспользуется. Я не боюсь ситуации, когда что-то пойдет не так, не по плану, а я не смогу это сделать сам. Смогу. Смогу работать за пятерых, потому что прошел страховую школу с самого начала. И в любой момент могу лично помочь каждому сотруднику, если что-то не получается. Поддержать, подсказать, направить. Мы не бросаем человека один на один с трудностями и проблемами. Самый ценный ресурс в нашей компании — это люди, каждый из них это личность и «Вместе мы сильнее».

— Новое название, новый коллектив. А что осталось от прежней компании?

— Наверное, только название и история. Сегодня мы пишем уже новую историю. Новая команда единомышленников, новые подходы в работе, новые цели и стратегия, новые клиенты!

СЗАО «Белвнешстрах» — компания того времени. Она занимала свою нишу, прошла долгий путь. Смогла функционировать на страховом рынке Беларуси, добиться определенных результатов.

«БелВЭБ Страхование» — это новый этап в истории, следующая ступень развития.

— Какой Вы видите компанию «БелВЭБ Страхование» в будущем? Не через год, а через 5, 10 лет. Как она позиционирует себя на рынке страховых услуг? Какую нишу занимает?

— Мы не ставим перед собой глобальную цель во что бы то ни стало быть первыми. Это нереально в существующих условиях и не нужно нам самим. Мы прекрасно понимаем, что не готовы взять на себя такую социальную ответственность и нагрузку, которую несет сегодня, к примеру, «Белгосстрах».

В будущем я вижу «БелВЭБ Страхование» как технологичную компанию, которая уверенно и прочно занимает средние позиции в страховом рейтинге. Которая максимально удовлетворяет потребности клиентов. Компания, которая, условно, имеет в своем портфеле 30 направлений и все 30 направлений эффективно работают. Не пылятся в папке на полке, а продаются и приносят результат. Все 30. Это коллектив крутых профессионалов, которые умеют продавать все 30 продуктов.

На будущее перед нами стоит задача – максимальная интеграция в составе холдинга, которая позволит предлагать широкий спектр финансовых услуг клиенту в одном месте – от кредитных продуктов и лизинга до страховых полисов «здесь и сейчас». Мы стремимся довести качество услуг до такого высочайшего уровня, чтобы клиент понимал, что лучше и эффективнее удовлетворить его потребности не смогут нигде.  «Вместе мы сильнее» девиз не только нашей компании, это девиз всего холдинга. Главный принцип в нашей работе.

— Виталий Андреевич, давайте закончим наш разговор на философской ноте – как бы вы смогли кратко резюмировать все вышесказанное?

Мы знаем свою историю. Нам 25 лет, начат новый виток в развитии нашей компании, входящей в эпоху синергии с цифровизацией.

 

БелВЭБ Страхование

Вместе мы сильнее.